- Подытожим
- Причины появления системного аналитика
- Организация проектирования ИС
- Аспекты анализа объекта с позиции системного подхода
- Этапы развития системного подхода в XX в.
- Что делает системный аналитик?
- Состав и модели процедур документооборота, обеспечивающих информационное взаимодействие автоматизированных рабочих мест Компании
Подытожим
Системным анализом для разработки ПО может заниматься как выделенный специалист, так и любой из участников команды.
Для описания модели системы рекомендую использовать шаблон проектирования, который после релиза превращается в документацию с описанием работы, если в процессе реализации он добросовестно актуализируется и уточняется командой.
Моделируя систему, определитесь с тем, кто будет потреблять документированную информацию как на этапе разработки, так и в будущем, какие знания важно сохранить по итогам реализации на «электронной бумаге». Строить дом без плана — странно
Может получиться избушка на курьих ножках, куча дров в результате дуновения ветра или недостроенное нечто
Строить дом без плана — странно. Может получиться избушка на курьих ножках, куча дров в результате дуновения ветра или недостроенное нечто.
С программным обеспечением — аналогично. Если заранее не проработать требования к реализации и не описать модель, то в результате разработки может получиться набор костылей, который будет раз за разом переписываться. Его будет сложно тестировать.
Проектируйте, и в процесс вашей разработки придет порядок!
Причины появления системного аналитика
Системным анализом в команде могут заниматься разработчики самостоятельно. Основные причины, которые приводят к решению искать выделенных специалистов:
-
Разработчики хотят писать код, а не анализировать систему. Но все же хорошо и правильно, когда их подключают к этому процессу.
-
Разработчики не готовы описывать результат анализа на человеческом языке. Они готовы только запрограммировать и показать готовое решение. Такой подход не всегда оптимален, потому что решение может оказаться неудовлетворительным для поставщика требований. А с ним оно должно быть согласовано.
-
По итогам разработки остается только код. Разработчики не любят документировать, это не их задача.
Организация проектирования ИС
Организацию проектирования ИС принято разделять на 2 типа:
- Каноническое проектирование отражает особенности технологии оригинального (индивидуального) процесса.
- Типовое проектирование, для которого характерно типовое проектное решение (ТПР), тиражируется и пригодно к многократному использованию.
Применяется каноническое проектирование, главным образом, для локальных и относительно небольших ИС с минимальным использованием типовых решений. Адаптация проектных решений происходит только посредством перепрограммирования программных модулей.
Организовывается каноническое проектирование с использованием каскадной модели жизненного цикла. Это предполагает разделение процесса на следующие стадии и этапы:
- Предпроектная стадия. Производится предпроектный анализ и составляется техническое задание. То есть, формируются требования к ИС, разрабатывается её концепция, составляется технико-экономическое обоснование и пишется ТЗ.
- Проектная стадия предусматривает составление эскизного и технического проектов, разработку рабочей документации.
- Послепроектная стадия даёт старт мероприятиям по внедрению ИС, обучению персонала, анализу результатов испытания. Частью этой стадии становится сопровождение ИС и устранение выявленных недостатков.
Этапы, в случае необходимости, можно укрупнять или детализировать – объединять последовательные этапы, исключать «лишние», начинать выполнение очередной стадии до завершения предыдущей.
Метод типового проектирования отличается возможностью декомпозиции проектируемой ИС с разделением на компоненты, в число которых входят программные модули, подсистемы, комплексы задач и др. Для реализации компонентов можно воспользоваться типовыми решениями, которые уже существуют на рынке, и настроить их под нужны конкретной организации. При этом типовое проектирование предполагает обязательное наличие документации, описывающей в деталях ТПР и процедуры настройки.
Декомпозиция может иметь несколько уровней, что позволяет выделить классы ТПР:
- элементные – по отдельной задаче (элементу),
- подсистемные – по отдельным подсистемам,
- объектные – отраслевые типовые проектные решения, содержащие весь набор подсистем.
Возможность реализации модульного подхода считается достоинством элементных ТПР. Однако в случае несовместимости разных элементов процесс их объединение приводит к увеличению затрат. Подсистемные ТПР, помимо реализации модульного подхода, дают возможность провести параметрическую настройку на объекты разных уровней управления. Проблемы с объединением возникают в случае привлечения продукта нескольких разных производителей ПО. Кроме того, адаптивность ТПР с позиций непрерывного реинжиниринга процессов считается недостаточной. Объектные ТПР, по сравнению с предыдущими классами, отличаются большим количеством достоинств:
- масштабируемостью, что делает возможным применение конфигураций ИС для разного числа рабочих мест,
- методологическим единством компонентов,
- совместимостью компонентов ИС,
- открытостью архитектуры – возможностью развёртывать проектные решения на платформах различного типа,
- конфигурируемостью – возможностью применения нужного подмножества компонентов ИС.
В ходе реализации типового проектирования применяются параметрически-ориентированный и модельно-ориентированный подходы.
Аспекты анализа объекта с позиции системного подхода
С позиции системного подхода изучение объекта включает ряд аспектов:
- системно-структурный — изучение внутренних связей между элементами системы;
- системно-целевой — определение подцелей и целей системы;
- системно-элементный — выявление элементов, которые составляют данную систему;
- системно-функциональный — определение функций системы;
- системно-интеграционный — выявление совокупности качественных свойств системы, которые обеспечивают ее целостность и качественных свойств, отличных от свойств ее составляющих;
- системно-коммуникационный — анализ внешних связей системы со внешней средой и иными системами;
- системно-исторический — изучение возникновения системы, перспектив и этапов ее развития;
- системно-ресурсный — анализ ресурсов, которые необходимы для функционирования системы.
Таким образом, системный подход является методологическим направлением в науке, основной задачей которого является разработка методов исследования и составление сложноорганизованных объектов — систем различных классов и типов.
Рассматривать системный подход можно с нескольких сторон: с одной стороны, это анализ, рассмотрение имеющихся систем, с другой стороны — конструирование, синтез, создание систем для достижения поставленных задач.
В отношении организаций чаще всего под системным подходом понимают комплексное изучение объекта с позиций системного анализа, в качестве единого целого, то есть уточнение имеющейся проблемы и ее реструктуризация в спектр задач, которые решаются при использовании экономико-математических методов, детализация целей, нахождение параметров их решения, построение эффективной организации для достижения поставленных задач.
Системный анализ применяется в качестве одного из самых важных методов в системном подходе, в качестве эффективного средства решения сложных, как правило нечетко обозначенных проблем. Системный анализ является следующим этапом развития идей кибернетики — он проводит анализ общих закономерностей, которые относятся к сложным системам, изучаемых любой наукой.
Этапы развития системного подхода в XX в.
Выделяют следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (таблица 1).
Таблица 1 — Основные этапы в развитии системного подхода
Временные рамки | Имена исследователей | |
1920-е гг. | Тектология (всеобщая организационная наука) – это общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем | Л. А. Богданов |
1930-1940-е гг. | Общая теория систем (в качестве совокупности принципов исследования систем и спектр отдельных изоморфизмов, выявленных эмпирически, в формировании и функционировании различных по структуре системных объектов). Система является комплексом взаимодействующих элементов, совокупностью элементов, которые находятся в определенных соотношениях со средой и друг с другом | Л. фон Берталанфи |
1950-е гг. | Проектирование автоматизированных систем управления и развитие кибернетики. Винер доказал законы информационного взаимодействия структурных элементов в процессе управления системой | Н. Винер |
1960-1980-е гг. | Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, к примеру, модели многоцелевых многоуровневых систем | П. Глушков, М. Месарович |
Системный подход не функционирует в качестве строгой методологической концепции, выступая скорее объединением принципов исследования.
Системный подход — подход, при котором исследуемый объект рассматривается в качестве системы, т.е. совокупности взаимосвязанных компонентов (элементов), имеющих цель (выход), ресурсы (вход), обратную связь, взаимосвязь с внешней средой.
Согласно общей теории систем объект изучается в качестве системы и как составляющий более крупной системы одновременно.
Что делает системный аналитик?
Получив задачу в работу, системный аналитик представляет, как это вообще должно работать. Если ассоциировать систему с домом, то можно сказать, что он описывает, как построить дом или вставить кирпич в готовый так, чтобы сделать его больше и лучше. По сути аналитик, проектируя систему, делает архитектурный проект.
Чтобы построить здание, нужно понимать, для чего оно нужно: кто в нем будет жить и как им будут пользоваться, какой вид оно должно иметь, какие функции выполнять.
В идеальном случае системный аналитик оставляет в качестве результата работы документ, описывающий модель будущей системы или ее части.
Состав и модели процедур документооборота, обеспечивающих информационное взаимодействие автоматизированных рабочих мест Компании
Анализ разработанных рациональных
функционально-информационных моделей
технологий работ Компании позволяет
систематизировать и сформировать группы
документов по типовым алгоритмам прохождения
между должностными лицами и исполнителями.
В процессе выполненного объединения потоков
входящих и исходящих документов сформированы
четыре типовые группы документов:
- договорные документы;
- первичные бухгалтерские
документы; - документы поддержки
бизнес-процессов; - отчетные документы.
Каждая группа документов в зависимости от
технологии работы характеризуется уникальным,
присущим только ей, перечнем документов.
Например, для технологии поставки оборудования
входящими и исходящими документами будут
следующие:
- договорные документы;
- первичные бухгалтерские
документы; - документы поддержки
бизнес-процессов.
Операции над документами, выполняемые
должностными лицами и исполнителями,
описываются в функционально-информационных
моделях рациональных технологий деятельности
Компании, функциональных и информационных
спецификациях автоматизированных рабочих мест и
процедурах документооборота.
Процедуры документооборота предназначены для
автоматизации процессов разработки,
согласования и исполнения документов между
службами и должностными лицами Компании. Каждая
процедура документооборота определяет схему
взаимодействия АРМ по каждой группе входящих и
исходящих документов, а также этапность и
направленность действий исполнителей и
должностных лиц.